ЖИВАЯ ТКАНЬ ВЕРЫ И ЛЮБВИ


ТЫ ВСЕ ЕЩЕ СО МНОЙ

ТЫ ВСЕ ЕЩЕ СО МНОЙ...

СТЕЗЯ ДУХОВНАЯ

Картины, которые мы представляем в этом номере, принадлежат кисти замечательного художника Ивана Ивановича ХОХЛОВА. Его больше нет с нами, но его живопись, наполненная яркими красками мира материального и воздушными образами мира духовного, продолжает привлекать зрителей, побуждая их к душеполезным размышлениям!..

Родившийся в семье музыканта и художественного критика, Иван Иванович Хохлов с самого раннего детства твердо знал, что будет художником. Он не был баловнем судьбы, но, безусловно, был счастливым человеком, сумевшим реализовать свой дар. Его мечте суждено было осуществиться, после окончания Московского Полиграфического Института Хохлов стал книжным графиком. В институте он получил мощнейший импульс к развитию - в те советские времена на уроках живописи студентов знакомили с классикой и современностью, с иконописью и картинами Дали, Модильяни, Кандинского. Это было потрясением, перевернувшим всю последующую жизнь и творчество. Мир распахнулся перед ним, стал трехмерным. Безусловно, семена упали на добрую почву, внутренняя сокровенная работа духа шла всегда своим чередом, просто пришло время - и горизонты расширились, оставалось только ответить на призыв.

Итак, постепенно, работая в книге и в гравюре, художник шел к своим основным творческим удачам. В начале 90-х комбинат графических искусств, в котором автор проработал двадцать лет, распался. Как и во всем остальном, в искусстве настало время перемен. Художник оказался безработным и начал активно работать сразу в нескольких направлениях. Он задумывает и воплощает серии: "Библейская" (масло, акрил, гуашь); «Параллельные миры», "Симфония моря" и "Сотворения мира" (акрил, гуашь); "Метаморфозы" (масло, гуашь), «Пророки 20-го века», «Лики». В это же время его картины начинают расходиться по миру и по России.

Огромный пласт его деятельности – картины и сказки для детей. Причем он сам пишет текст к сказкам и делает иллюстрации. Создает огромную радостную серию о жизни двух друзей в волшебном лесу – Пони и Зайки. Издает и дарит свои книги в больницы онкологически больным детям.

Но вернемся к картинам «Сотворение мира» и Библейской серии. Картины его приобретают мощное, музыкальное звучание, а работает он очень быстро, легко, почти без эскизов. В это время он создает технику живописи, так называемую смешанную, в которой и выполнены картины серии «Симфония моря» и «Параллельные миры», часть картин серии «Сотворение мира». Картины эти много выставляются в Москве, находят своих поклонников и почитателей. Как-то на одной из выставок он услышал такой интересный отзыв буддийского монаха: «Я чувствую в этих картинах поиск БОГА…» Автор чутко прислушивается к тому, что говорит ему сердце. Он ничего не выдумывает, все так органично и ясно ложится на бумагу или холст. Без эскизов рождаются его шедевры – «Ты все еще со мной», «Милосердная Заступница», «Память», «Ангел», «Голгофа», «Иов», «Св. Анастасия», «Сотворение звезд», «Сотворение моря».

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА

Ему удается говорить или совсем просто и лаконично, почти в два-три цвета, или создавать ярчайшую палитру ликующего разнообразия морских глубин. Верный самому себе, он никогда не идет за модой и никому не подражает, чтобы стать известным. И работает в совершенно разных направлениях, стилях и техниках. Работает очень успешно. Об этом разнообразии Мстислав Ростропович, купивший у автора пять картин, как-то сказал друзьям, что не будь его, этого разнообразия, Хохлов давно был бы знаменит своими параллельными мирами.… Но в том-то все и дело, что он просто не может работать в какой-то одной теме. Он должен работать в разных направлениях, иначе ему просто скучно.

Влияние больших мастеров всегда четко прослеживается в творчестве Хохлова, но это только прием в его случае, дающий простор для воплощения конкретных задач. В его картинах, особенно в Библейском цикле, ощущается нерасторжимая связь времен, без которой нет искусства вообще. О ней писал любимый автором Чехов в рассказе "Студент": " Прошлое, -- думал он,-- связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой»

Можно сказать, что картины Хохлова объединяет это понимание нерасторжимого единства всего сущего, везде он ощущает присутствие Творца. Картины серии «Сотворение мира» говорят нам о красоте вселенной, одушевленной, гармоничной.

К образу Матери Божией автор всегда относился с благоговением. Ей посвящены, наверное, его лучшие произведения. Впервые этой темы автор коснулся еще в институте. Много позже тема Божией Любви к человеку, тема святых и пророков стали основой его Библейской серии. С тех пор Ветхий и Новый Заветы переплетаются на его полотнах, составляя единую живую ткань веры и любви.

Чистота, цельность и гармоничность - вот отличительные качества творческого кредо Ивана Хохлова. И вот еще что особенно его отличает: чистый ясный цвет. Радостный, несущий надежду не смотря ни на что. Его нельзя упрекнуть в неточности или двусмысленности. Нет в его картинах "красивости", нет излишней драматизации действия. Есть мощное, идущее из глубины души и сердца, творчество, несущее зрителю покой и уверенность в будущем (почти цитата из гостевой книги на сайте). И еще цитата: "Вы умеете летать, и учите этому других". Этот полет духа наполняет картины светом, лиричностью и особой, утонченной красотой. Дает возможность зрителю оторваться от земли, поднять глаза души к Небу и увидеть звезды.

Вера Раич

Москва, 2011 год

название






Hosted by uCoz