"ЛИКИ" ИВАНА ХОХЛОВА


НИКОЛАЙ УГОДНИК

НИКОЛАЙ УГОДНИК


Выставка Ивана Ивановича Хохлова стала для меня открытием нового художника, новой творческой личности. Каюсь, я раньше не знала его работ. Тем радостнее была неожиданная встреча с этим серьезным, вдумчивым, талантливым человеком. Произведения, представленные в галерее «Сосны», удивляют не просто разнообразием, они поражают контрастностью образного содержания и художественного стиля: иллюстрации детских книг, религиозно-символические композиции, эпические пейзажи, сюрреалистические сцены… Не сразу включаешься и воспринимаешь такие полярные образы. Личное знакомство с художником, беседы с ним многое разъясняют. По основной профессии Хохлов – художник-полиграфист. Иллюстрирование и сочинение детских сказок – одна из значительных линий его творчества. Веселые, озорные, выполненные с юмором сказочные персонажи Хохлова близки детскому восприятию. Четкий рисунок, обобщенная манера, использование локальных цветов учат детей передавать мир в условных форма и красках. Хохлов рассказывает, что наряду с книжной графикой с молодых лет увлекался творчеством Брейгеля и Босха, его манил мистический мир этих загадочных художников Северного Возрождения. Но в 70-е годы, в годы учебы, такое увлечение, мягко говоря, не поощрялось. На выставке же мы видим картины, которые можно назвать парафразом Бейгелевских «Времен года». В этих композициях Хохлова сплавлены исторические реминисценции, игрушечный мир детства (идущий от иллюстраций) и современные сюрреалистические тенденции, воплощенные Сальвадором Дали. Несмотря на хорошо просматриваемые источники, художнику удалось добиться цельности изображения, чему помогает четко построенная «уверенная» композиция, плавное перетекание пространственных планов и тонкая проработка тональных переходов.

Наиболее интересный, индивидуальный пласт творчества Хохлова – живописные работы, посвященные библейским сюжетам, религиозно-мистическим темам. Это не дань современной моде, а глубокий интерес к религиозной истории, к православию и русской иконописи, которые художник испытывает всю жизнь.

ГОЛГОФА

ГОЛГОФА

«Лики», «Пророки», «Святые» - большая серия символических портретов, с которых смотрят суровые, скорбные лица, исполненные напряженных размышлений, тяжелых раздумий. Знаменательно, что в ряд этих портретов художник включает изображения Сахарова и Солженицына, пророков нашего времени. Экспрессивная живопись, резкие мазки, сумеречный колорит, создают образы большего эмоционального воздействия. В наше время многие авторы берутся за религиозные темы, но, по большей части, оказываются либо в плену канонического изображения, либо салонной стилизации. Иван Хохлов в своих лучших программных работах избегнул этих опасностей. Его «Лики» и «Пророки» исполнены подлинной внутренней духовности. Их пращуры – святые Феофана Грека, их деды – Апостолы Натальи Гончаровой, они существуют в нашем времени и предвидят драму будущего. Портретам корреспондирует серия пейзажей «Библейские пустыни». Это поистине исторические пейзажи, монументальные и величественные. За чередой темных скал уходит вдаль залитое светом бесконечное пространство – так воображение художника воспроизводит «Землю Обетованную», древнейший земной ландшафт. Выделяется еще один замысел художника – «Голгофа». Композиция, решенная в сложной гамме холодных тонов, вырастает от земного пейзажа до движения воздушных масс, слагающихся в образ Верховного Божества. Распятие Христа трактуется художником как космические явление. Все тематические циклы Ивана Хохлова объединяет высокое живописное мастерство, глубокая, тонко проработанная гамма. Художник пользуется маслом, гуашью, акриловыми красками, экспериментирует с разными живописными и графическими техниками. Богатая красочная палитра отличает все его работы. Но среди них выделяется ряд полуабстрактных композиций «Параллельные миры» и «Симфония моря», в которых художника увлекает самостийное движение красочных масс, тонкие переходы цвета, ритмы пятен. В них неведомый мир материализуется в живописных гармониях. Иван Иванович Хохлов хранит и развивает редкое в современном изобразительном искусстве духовно-содержательное начало при высокой живописной культуре.

КРАМАРЕНКО ЛЮДМИЛА ГЕОРГИЕВНА,
доктор искусствоведения, 2002 год




на главную


Hosted by uCoz